Гостиница «Националь»

Значимым для московской архитектуры событием стало строительство в 1901—1903 гг. гостиницы «Национальная» — ныне «Националь». Этот проект был осуществлен на средства Варваринского общества домовладельцев, главным архитектором гостиницы выступил академик архитектуры Александр Васильевич Иванов.

Наряду с «Метрополем» гостиница «Национальная» стала одной из самых престижных в стране, и внутреннее убранство интерьеров, конечно, соответствовало наиболее взыскательному вкусу того времени. Во внешнем облике этого здания нет ярко выраженных черт модерна, скорее присутствует его общая стилевая направленность, некоторые его наиболее популярные элементы. Особенно характерными для «нового» стиля стали кованые элементы внешнего и внутреннего убранства, неизменные майоликовые панно Абрамцевского завода, художественная роспись и, конечно, витражи.

В 1918 г. гостиница была национализирована, а затем переименована в «1-ый Дом Советов». В ее стенах располагались члены правительства, депутаты Съезда Советов. В 1932 г. зданию был возвращен статус гостиницы, но, к сожалению, вплоть до начала 90-х годов в ней не проводились никакие реставрационные работы. Многое из первоначальной обстановки было безвозвратно утрачено, центральное майоликовое панно фасада, выполненное по эскизам художника П.В. Кузнецова, было заменено уже соцреалистическим по сюжету произведением. В ходе реставрационно-ремонтных работ 90-х годов удалось воссоздать или реконструировать основные элементы убранства начала XIX в.

Центральным композиционным решением гостиницы является пространство парадной лестницы. Художественные элементы ковки вместе с витражными оконными проемами сделали эту часть помещения ярким образцом классического модерна. Рисунок витражей соответствует общему стилевому решению. Излюбленные модерном растительный орнамент в нежных, но насыщенных тонах обрамляет витражными арками большие окна лестничного марша. Обилие живописной лепнины на стенах и причудливый орнамент кованого ограждения лестницы дополняют эффект витражей и создают общую картину текучего сказочного пространства.

На каждом из этажей рисунок витража меняется, но остается сдержанная желто-зеленая палитра цветного стекла. Перед зрителем предстают искусные орнаменты фантастических цветов и растений – водяная лилия, маки, экзотический вьюн с бамбуковым стеблем – трудно представить себе реальные прототипы этого идиллического мира природы. Особенно эффектно выглядит общий вид лестницы, объединяющий все витражные пролеты в единый ансамбль.

Единственный витраж, расположенный непосредственно в апартаментах гостиницы «Националь», украшает интерьер «классических апартаментов», расположенных на третьем этаже. Еще до революции верхние этажи гостиницы – третий и четвертый были наиболее престижными, соответственно отделка помещений этих этажей отличалась особой роскошью (пятый этаж гостиницы надстроен в более позднее время). Во время реставрационных работ эти апартаменты были воссозданы в соответствии с их прежним обликом. Витраж из «классических апартаментов» несет функции межкомнатной перегородки, он размещен в специальной нише с подсветкой. Витраж выполнен в классической наборной технике и богато украшен разноцветными эрклезами, напоминающими россыпь драгоценных камней (эрклез — обработанное специальным образом толстое литое стекло со сколотыми краями). Яркая желтая палитра этого витража и подсветка создают эффект присутствия живого солнечного света в интерьере. Это замечательный пример великолепного планировочного решения с использованием витражной перегородки и искусственного освещения.

Местонахождение: