Гостиница «Метрополь»

Самым грандиозным и дорогостоящим проектом архитектуры московского модерна стало строительство гостиницы «Метрополь» в 1899—1910 гг. Эта масштабная работа объединила многих выдающихся мастеров того времени. Майоликовое панно «Принцесса Греза», выполненное по эскизам М.А. Врубеля и украшающее фасад гостиницы, стало одним из символов архитектуры русского модерна в целом. Строительство гостиницы было и беспрецедентным по количеству участвовавших в ее проектировании архитекторов. В их числе — Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькот, П.П. Висневский, И.В. Жолтовский, А.Э. Эрихсон и др., а также студенты московских художественных училищ. Савва Иванович Мамонтов, выступивший организатором строительства, сам принимал деятельное участие в разработке ее архитектурного облика. К работе над этим проектом он привлек и своих друзей — художников М.А. Врубеля, и А.Я. Головина. В декоративном оформлении фасадов использованы и майоликовые панно, выполненные на гончарном заводе «Абрамцево», принадлежащем Савве Ивановичу.

Первоначальный архитектурный проект, предложенный Львом Николаевичем Кекушевым в 1898 г., был отклонен и после проведенного международного конкурса был утвержден проект молодого архитектора Вильяма Валькота. Гостиница должна была стать одновременно деловым, торговым и развлекательным центром, включающим зимний сад, несколько ресторанов, выставочных залов, торговые и офисные помещения, а также шестиярусный оперный театр. Однако мечтам Мамонтова о размещении в новом помещении его Частной оперы так и не суждено было сбыться. Скандальный арест Саввы Ивановича, вызванный делом о финансовых махинациях, хотя и окончился оправданием подсудимого, повлек его разорение и, как следствие, крушение многих его надежд. Еще одно несчастье постигло уже отстроенное здание в 1901 г.: сильнейший пожар уничтожил большую часть внутреннего убранства, чудом сохранились тогда только майоликовые панно и отделка главного фасада. Отстроенная из руин гостиница была вновь открыта для посетителей лишь в 1903 г. Восстановленные интерьеры явили в своем убранстве воплощенную мечту о респектабельной буржуазной роскоши. До наших дней сохранились или были реставрированы многие элементы внутреннего декора – витражи, керамический декор, лепнина потолков, интерьерная живопись, разнообразные светильники, мебель и пр.

Сейчас в гостинице «Метрополь» можно увидеть витражи во всем многообразии и роскоши интерьеров, свойственной началу XX в. Самыми «скромными», но удивительными в своем неброском изяществе стали витражи лифтов главного лестничного холла. Эти витражные панно украшают стеклянное ограждение лифтового марша. Их тонкий цветочный орнамент соответствует легкой, ажурной конструкции лифтовой шахты. Переливаясь многообразием оттенков, эти сравнительно небольшие витражи, добавляют интерьеру необходимый утонченный акцент.

Два комплекса витражей располагаются в банкетном и конференц-зале гостиницы. Масштабные витражи этих залов, размещенные в оконных проемах, украшены сложным растительным орнаментом. Такой прихотливый рисунок, стилизованный под классицизм, соответствует общему стилю интерьеров, придавая им еще более роскошный, парадный и вид.

Витражные триптихи оконных проемов располагаются также в холлах третьего и четвертого этажей. Эти витражи более всего походят на иллюстрации к волшебным сказкам. Здесь примечателен сложный рисунок с искусно подобранной комбинацией стеклянных фрагментов и необычная цветовая гамма. Витражи, выдержанные в лаконичных молочно-бежевых тонах, не теряют при этом своих светоносных качеств, наоборот притягивают своей глубиной, мягким бронзовым блеском.

Самым впечатляющим из всех помещений гостиницы по праву можно назвать главный зал ресторана, увенчанный огромным стеклянным плафоном. Конечно, стеклянную конструкцию купола нельзя назвать произведением именно витражного искусства, но как раз сказочный витражный эффект лег в основу освещения этого зала. Масштабный рисунок плафона создан при помощи впечатляющего декора его отдельных стеклянных фрагментов. Эскизы этой росписи были выполнены в 1903—1904 гг. С.В. Чехониным и Т.А. Луговской, ее мотивы продолжаются в декоре стен зала. Архитектор А.Э. Эрихсон, занимавшийся оформлением зала в начале 1910-х гг., создал светонасыщенный неоклассический интерьер, поражающий своим блеском и роскошью.

Там же, в главном зале ресторана, располагается многоярусный витраж, выходящий своей обратной стороной в лестничный холл гостиницы. Интересен сам архитектурный прием: этот двусторонний витраж одинаково органично вписан в пространство сразу двух помещений. Преломляясь в цветных стеклах, свет из зала ресторана проникает в более темные интерьер лестничного марша, разделяя при этом помещения и добавляя им еще больший блеск и изящество.

В целом интерьеры гостиницы «Метрополь» можно назвать энциклопедией московского «нового» стиля и витражного искусства в частности. Искусство модерна нашло идеальную почву в этих роскошных интерьерах, ставших на сегодняшний день живым образцом стиля.

Местонахождение: