Костел Святого Людовика

Костел Святого Людовика

Витражи XIX в. для Москвы явление редкое, а католический храм встречается в столице еще реже. Уникальным фактом, с точки зрения витражного искусства, стало сохранение до наших дней витража конца XIX в., украсившего костел Святого Людовика в Москве.

История этого храма начинается в 1763 г., когда специальным указом Екатерины французам, спасающимся от революции, было разрешено переезжать в Москву. Силами французской общины, поселившейся между Большой и Малой Лубянкой в 1789—91 гг., была построена католическая церковь св. Людовика Нэрийского. Вначале это была небольшая деревянная церквушка, но в 1827 г. было отстроено новое здание, предположительно по проекту Д.И. и А.О. Жилярди. Современный храм сохранил первоначальный фасад и декор XIX в.

Сохранившийся в этом храме витраж располагается в одном из окон правого нефа. Витраж выполнен в наборной технике и искусно расписан в соответствии с классическим каноном. На нем изображен святой Иосиф — обручник Пресвятой Девы Марии, опекун Иисуса и его воспитатель. В евангелиях говорится, что Иосиф, потомок царя Давида, был плотником и праведным человеком. Религиозное почитание св. Иосифа возникло после XIII в. и развивалось вплоть до середины XX в. Католическая церковь почитает его как «покровителя Вселенской Церкви». На витраже Иосиф изображен с традиционным соцветием лилии — символом целомудрия.

Роспись этого витража, выполненная в насыщенной сине-золотой гамме, очень подробна и реалистична. Сам рисунок создается больше при помощи живописного мастерства, нежели подбора стеклянных фрагментов.

Такая техника наиболее характерна для витражей XVIII – первой пол. XIX вв. Именно поэтому этот витраж стал уникальным для истории московской архитектуры.

Если для северной столицы этот образец витражного искусства не стал бы исключением, то в Москве сведений о существовании подобных храмовых витражей, к сожалению, найти не удалось.

 

 

Местонахождение: 
Подписаться на Костел Святого Людовика